Башкирский государственный университет
Нефтекамский филиал
Адрес: 452681 г.Нефтекамск, ул.Трактовая, 1. | Приемная: 8 (34783) 2-35-80 | nfbgu@nfbgu.ru

Система качества образования

Система гарантий качества образования в Нефтекамском филиале БашГУ

Одним из приоритетных направлений в филиале является формирование системы гарантий качества образования, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса. К основным элементам данной системы можно отнести сопровождение процедур лицензирования и аккредитации, контроль базовых знаний студентов, анализ содержания образовательных программ на соответствие ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, сопровождение участия студентов в Международных студенческих интернет-олимпиадах, а также социологические опросы студентов о качестве условий для реализации образовательных потребностей, качестве преподавания и воспитательной деятельности, а также опросы выпускников филиала и работодателей о качестве подготовки специалистов.

1 ноября 2005 года Ученый совет Нефтекамского филиала БашГУ принял решение о разработке и внедрении внутривузовской системы менеджмента качества и утверждении программы выполнения работ по разработке и внедрению системы гарантий качества в НФ БашГУ. Разработка системы гарантий качества в НФ БашГУ основывается на «Стандартах и руководствах к системам гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования», опубликованных ENQA, а также типовой модели системы качества образовательных учреждений, одобренной Советом по координации управления качеством высшего профессионального образования при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и рекомендованной для апробации в вузах Российской Федерации. Формирующаяся в Нефтекамском филиале БашГУ система гарантий качества, в целом соответствует стандартам и директивам ENQA и включает:

  • Формирование стратегии, политики и целей в области качества. Планирование и постоянное улучшение деятельности филиала. 
  • Управление ресурсами.
  • Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций.

Миссия НФ БашГУ заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства через формирование высокого профессионального уровня и конкурентоспособности выпускников и активном влиянии на развитие города и региона. Выполнение заявленной миссии осуществляется через систему стратегических целей, к каковым следует отнести:

  • подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России;
  • формирование высококультурной социально активной и гармонично развитой личности и подготовка специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды; 
  • развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества; 
  • развитие международных научных связей;
  • обеспечение высокого рейтинга НФ БашГУ.

Организационная структура системы гарантий качества включает все структурные подразделения филиала во главе с директором филиала.

В рамках программы создания системы гарантий качества образования на первом этапе приказом директора НФ БашГУ был создан Совет по качеству, действующий в соответствии с утвержденным Положением. Важнейшей задачей Совета является координация деятельности всех структурных подразделений филиала, с целью реализации мероприятий, направленных на повышение качества образовательной деятельности. Заседания Совета по качеству проводятся не реже одного раза в три месяца. Решения Совета оформляются протоколом. Функции Совета по качеству:

  • разработка стратегии и основных направлений политики филиала в области качества, а также рекомендаций по вопросам создания и развития системы управления качеством образования в филиале;
  • обсуждение, согласование, представление проектов документов в области качества;
  • анализ результатов, комплексных проверок деятельности филиала и разработка решений, способствующих устранению выявленных недостатков в организации ключевых процессов деятельности филиала.

Возглавляет Совет по качеству директор филиала. Членами Совета по качеству являются заместители директора, деканы факультетов, сотрудники учебно-методического отдела, представители студенческого совета.

Учебно-методический отдел систематически осуществляет контроль остаточных знаний студентов, занимается организацией и проведением Федерального Интернет-экзамена в филиале; координирует работу структурных подразделений в области качества, проводит заседания Совета по качеству, оказывает методическую помощь молодым преподавателям по составлению учебно-методической документации, проводит работу по внедрению и совершенствованию балльно-рейтинговой системы текущего контроля и промежуточной аттестации в филиале, осуществляет мониторинг состояния учебно-методических комплексов по дисциплинам, анализ содержания образовательных программ  специальностей и направлений  (учебных планов, рабочих учебных программ, программ промежуточной и итоговой аттестации, практики, фондов контрольных заданий) на предмет их соответствия ГОС и ФГОС высшего профессионального образования, мониторинг условий образовательной деятельности и качества преподавания, осуществляет работу по документированию процедур, разработка и внедрение системы гарантий качества образования;

Документом, определяющим систему гарантий качества в филиале, является Руководство по качеству. Согласно Руководству, качество образования – это сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям, стандартам, которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

В целях эффективного использования ресурсов филиал осуществляет менеджмент, который выражается в управлении человеческими ресурсами, управлении инфраструктурой и образовательной средой. Главным ресурсом в учебном заведении является преподавательский состав. Филиал гарантирует прием на работу сотрудников, обладающих необходимым уровнем компетенций. Студенты имеют возможность высказывать свое мнение о предоставляемых им услугах. Филиал ведет постоянное наблюдение за эффективностью предоставления услуг, проводит их мониторинг и улучшение.

Одним из элементов системы гарантий качества является анализ качества  образовательных программ, как одной из составляющих качества образования. Периодически учебно-методическим отделом проводится анализ содержания образовательных программ  специальностей: учебных планов, рабочих учебных программ, программ промежуточной аттестации, практики, содержания учебно-методических комплексов по всем дисциплинам. Главным критерием при проверке  является соответствие содержания учебно-методической документации  ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО.

В филиале действует отлаженная система мониторинга качества обучения студентов, которая включает в себя: текущий контроль, промежуточную аттестацию, контроль остаточных знаний, итоговую государственную аттестацию. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов БашГУ». Положение предусматривает применение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, которая позволяет учитывать всю деятельность студента в течение семестра, его самостоятельную работу, активное участие в семинарских занятиях, выполнение контрольных работ по блокам, разделам изучаемых дисциплин. Результаты текущего контроля учитываются при проведении промежуточной аттестации.

По итогам текущего контроля составляется рейтинг студентов. Информация о рейтинге размещается на стендах деканатов и на сайте НФ БашГУ. Таким образом, информация является доступной для студентов, их родителей, а также для потенциальных работодателей.

Одним из приоритетных направлений в деятельности учебно-методического отдела является участие филиала в Федеральном Интернет-экзамене. Базовые знания студентов получают не только внутреннюю, но и внешнюю оценку. С 2006 года студенты филиала приняли участие в 20 этапах Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. 
Результаты ФЭПО-20 (в рамках компетентностного подхода):
Результаты тестирования студентов вуза и вузов-участников в целом по показателю «Доля студентов по проценту набранных баллов за выполнение ПИМ» представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Распределение результатов тестирования студентов вуза с наложением на общий результат вузов-участников

Распределение результатов тестирования студентов вуза и вузов-участников в целом по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго» в соответствии с моделью оценки результатов обучения представлено на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Диаграмма распределения результатов тестирования студентов по уровням обученности

Как видно из рисунка 1.2, доля студентов вуза на уровне обученности не ниже второго составляет 72% (по вузу в целом), а доля студентов вузов-участников на уровне обученности не ниже второго – 79% (для всей совокупности вузов-участников в целом).
На диаграмме (рисунок 1.3) отмечено положение вуза на фоне вузов-участников по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго» (в рамках ФЭПО-20).

Рисунок 1.3 – Диаграмма ранжирования вузов-участников по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго»

На рисунке 1.3 красной линией показан критерий оценки результатов обучения «60% студентов на уровне обученности не ниже второго». Темным столбиком отмечен результат по этому показателю студентов вуза.

Студенты филиала принимают участие в Международных Открытых студенческих интернет-олимпиадах. Осенью 2012 года состоялись олимпиады по дисциплинам «История России» и «Русский язык». По результатам олимпиады по русскому языку (осень 2012 года) студентка филиала Сабирова А.М. во втором туре (республиканский уровень) заняла 7 место (из 128 участников) и получила серебряную медаль. Зимой 2013 года прошли олимпиады по дисциплинам «Экономика», «Информатика» и «Статистика». Для участия во втором туре в г. Уфа были приглашены 14 человек, прошедших отбор и показавших наилучшие результаты.

Весной 2014г. студенты приняли участие в олимпиадах по дисциплинам «Экономика», «Статистика» и «Математика», осенью 2014г. - «История России» и «Русский язык». По итогам двух туров определились призеры:

по дисциплине «Экономика» Садыков Н.Р. с бронзовой медалью,
по дисциплине «История России» Садыков Н.Р. с серебряной медалью, Галиев И.И. с бронзовой медалью,
по дисциплине «Русский язык» Такиуллина А.Н. с бронзовой медалью.

В концепции управления качеством очень важна социологическая составляющая. Она показывает определенный срез проблем образовательного процесса. Поэтому социологические исследования стали неотъемлемой частью образовательного процесса Нефтекамского филиала БашГУ. За период с 2005 по 2014 гг. систематически проводятся социологические опросы абитуриентов, работодателей, выпускников, преподавателей, студентов по различным вопросам организации учебного процесса, воспитательной работы, организации практики студентов. Практически ежегодно проводится масштабное социологическое исследование «Преподаватель глазами студента», направленное на оценку студентами качества деятельности профессорско-преподавательского состава в филиале. Также был реализован ряд исследований: осенью 2012 года совместно с Ассоциацией Юристов России проведен опрос студентов специальности и направления «Юриспруденция» на тему «Социологический анализ качества юридического образования у студентов специальности «Юриспруденция», в декабре 2012 года организован анкетный опрос студентов 1-5 курсов специальности «Финансы и кредит» и направления «Экономика» на тему: «Социологический анализ качества экономического образования», летом в период Приемной кампании 2012 года реализовано социологическое исследование «Абитуриент-2012012». Весной 2013 года был организован опрос студентов выпускных курсов на предмет удовлетворенности процессом прохождения преддипломной практики в Нефтекамском филиале. Кроме того, успешно проведен  опрос профессорско-преподавательского состава филиала на предмет удовлетворенности трудовой деятельностью.

Как правило, реализуемые социологические исследования направлены на оценку качества предоставляемой образовательной деятельности. Они позволяют получить объективную информацию о деятельности преподавателей, выявить положительные и отрицательные тенденции. Результаты исследований рассмотрены на заседаниях кафедр и УМС факультетов, приняты соответствующие решения по организации учебного процесса, по качеству преподавания.

Сведения об образовательной организации

Последние объявления

Полезная информация