Башкирский государственный университет
Нефтекамский филиал
Адрес: 452681 г.Нефтекамск, ул.Трактовая, 1. | Приемная: 8 (34783) 2-35-80 | nfbgu@nfbgu.ru

Общая характеристика кафедры

1.1 Учебный процесс

Кафедра математического моделирования и информационной безопасности  осуществляет подготовку кадров по направлениям 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (профиль «Оптические системы и сети связи»), 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (профиль «Математическое моделирование и вычислительная математика»), 10.03.01 «Информационная безопасность (профиль «Организация и технология защиты информации»)». Подготовка бакалавров осуществляется по очной и заочной форме обучения.
Кафедра организовывает учебный процесс на направлениях «Прикладная математика и информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»,  «Информационная безопасность» по следующим дисциплинам: математический анализ, алгебра и геометрия, информатика, основы информатики, физика, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, уравнения математической физики, языки программирования и методы трансляции, системное и прикладное программное обеспечение, численные методы, теория игр и исследование операций, организация и функционирование ЭВМ, компьютерные технологии, операционные системы, физические основы электроники, электротехника, инженерная и компьютерная графика, теория электрических цепей, электроника, общая теория связи, теория информации, основы информационной безопасности и д.р.
Кафедра ведет также некоторые дисциплины на других направлениях: на направлении «Финансы и кредит», направлении «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»: математический анализ, линейная алгебра, математика, экономическая информатика, эконометрика, компьютерные технологии в экономике, информационные системы в экономике, информационные технологии в менеджменте,  и т. д.; на направлении «Юриспруденция»:  математика и информатика, информационные технологии в юридической деятельности и т.д.;  на направлении «Башкирская филология», «Русская филология», «Журналистика», «История»: математика и информатика, информатика, КСЕ и т.д.
Учебный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин имеют ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной среде.
В 2017-2018 гг. учебный процесс на кафедре математического моделирования и информационной безопасности обеспечивают 18 преподавателей, в том числе: д.ф.-м.н., профессоров – 1; к.ф.-м.н., доцентов – 7; к.пед.н., доцентов – 1; к.т.н., доцентов – 1; ст. пр. (без степени) – 3; ассистентов – 0.
При общей численности преподавателей кафедры − 18 чел., остепененных из них − 12 чел. (66,6%). Из них представителей работодателей составило  количество 3 человека (16,6%).
В целом следует отметить высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, работающего на кафедре. Все преподаватели активно занимаются научной работой, имеют публикации в виде учебных пособий, научных статей, составляют программы, методические указания к преподаваемым курсам. В качестве почасовиков и штатных совместителей, как правило, приглашаются ведущие преподаватели БашГУ и других вузов Республики Башкортостан.
В настоящее время осуществился переход к двухуровневой системе образования на основании ФГОС ВО нового (третьего) поколения. На кафедре были скорректированы содержания дисциплин и, соответственно, содержания учебных программ.
Кафедра математического моделирования и информационной безопасности является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика» и «Информационная безопасность».

1.2 Учебно-методическая работа

Планирование и выполнение учебной нагрузки преподавателями кафедры осуществляется в соответствие с учебным планом и рабочими программами по каждому курсу и фиксируется в индивидуальных планах преподавателей. На 2016-2017 учебный год было запланировано 8 589,9 ч., выполнено – 8629,9 ч. На 2017-2018 уч.г. запланировано 4706,35 ч.
Ежемесячно проводятся заседания кафедры, на которых обсуждались вопросы, касающиеся жизнедеятельности кафедры и филиала в целом: рабочие программы дисциплин, вопросы к зачетам и экзаменам, проблемы подготовки к сессии, план учебно-методических изданий, готовящиеся к изданию методические указания, тематика курсовых и дипломных работ, качество обучения, итоги сессии и успеваемость студентов, отчеты преподавателей – соискателей ученых степеней о ходе подготовке диссертационных работ, план работы по прохождению научной стажировки, план воспитательной работы, план работы студенческого научного общества, предзащита дипломных работ, учебные и производственные практики студентов, результаты их итоговой аттестации.
За текущий год сотрудниками кафедры актуализированы рабочие программы дисциплин, закрепленных за кафедрой, по всем реализующимся в филиале ООП. Рабочие программы по всем дисциплинам разработаны в соответствии с ФГОС.
Рабочие программы дисциплин включают: ФГОС, программу курса, учебный план, учебно-тематические планы с расчасовкой, тематику лабораторных, практических и семинарских занятий, перечень тем, выносимых на самостоятельную работу студентов, и рекомендации по их изучению, критерии оценивания уровня сформированности компетенций, методические программные разработки, необходимые студенту для усвоения курса, комплекты экзаменационных билетов, вопросы и тесты для промежуточного контроля, учебно-методические пособия.
Кафедрой систематически проводится мониторинг обеспеченности образовательного процесса с целью выявления потребности в методическом обеспечении дисциплин.
На кафедре регулярно обсуждается качество выпускных квалификационных работ, анализируются методы подготовки дипломов, результаты работ в разрезе отдельных руководителей, обсуждается качество отзывов руководителей работ, проводится анализ работы внешних рецензентов.
С целью изучения, обобщения и передачи педагогического опыта молодые преподаватели кафедры посещают занятия опытных коллег. Результаты взаимопосещений обсуждаются на заседаниях кафедры и учебно-методического совета факультета.
Организационно-методическая работа отражена в планах работы кафедр, преподавателей, кураторов групп. Выполнение плановых мероприятий фиксируется в отчетной документации и заслушивается на заседаниях кафедр и учебно-методического совета факультета.

1.3 Работа по повышению качества обучения

Кафедра осуществляет мониторинг качества процесса образования и его результатов на всех этапах обучения студентов с целью проверки соблюдения требований к выпускаемым специалистам.
Оценка уровня знаний на соответствующих стадиях обучения определяется следующими видами контроля и испытаний:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация;
  • контроль остаточных знаний;
  • итоговая государственная аттестация.

Оценка качестваподготовки специалистов осуществляется в ходе текущего, промежуточного (за семестр, учебный год) и итогового контроля. Результаты анализа успеваемости обучаемых обсуждаются на заседаниях кафедр по окончании сессий, рассматриваются на заседаниях ученого совета филиала.
Для повышения качества подготовки специалистов в учебном процессе внедряются новые формы и методы обучения, такие как групповое обучение, деловые игры, анализ конкретных производственных ситуаций, эссе, творческие задачи, логические схемы, круглые столы, викторины и видеофильмы.
Одной из форм промежуточной аттестации, предусмотренной учебными планами, является выполнение и защита курсовых работ. Методика их выполнения разрабатывается  кафедрами. Тематика работ постоянно обновляется и доводится до студентов преподавателями соответствующих дисциплин. Вместе с тем, студенты имеют право предложить свою тему с обоснованием ее выбора.
Формой контроля выполнения самостоятельной работы студентов являются: текущие контрольные работы, коллоквиумы, собеседования, рефераты. Время, отведенное на самостоятельную работу во внеаудиторные часы по учебным дисциплинам, соответствует объему часов, указанному в учебном плане. Вопросы организации и планирования самостоятельной работы студентов ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедр и при необходимости вносятся коррективы по совершенствованию данной работы.
Также формами промежуточной аттестации студентов являются зачеты и экзамены. Результаты экзаменационных сессий обсуждаются на кафедре, учебно-методическом и ученом советах филиала, собраниях кураторов.
Уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля знаний студентов осуществляется на основе анализа билетов для экзаменов и зачетов, тестовых материалов, тематики и содержания курсовых работ.
Экзаменационный материал (теоретический и практический) разрабатывается в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС и отражает требования к обязательному минимуму освоения дисциплины. Качество знаний оценивается по степени усвоения студентами программного материала.
Деканатом осуществляется контроль правильности заполнения и сроков сдачи ведомостей преподавателями по текущим аттестациям.
На заседаниях ученого и методического советов, на заседаниях кафедры периодически рассматриваются вопросы совершенствования качества подготовки специалистов, предлагаются конкретные рекомендации по улучшению организации учебного процесса, по контролю успеваемости студентов. Разрабатываются профилактические меры по снижению задолженностей студентов: проведение дополнительных консультаций, индивидуальное консультирование неуспевающих студентов, беседы кураторов в группах.
Кафедрой систематически проводится контроль остаточных знаний студентов. К участию во внутривузовском тестировании для проверки текущих или остаточных знаний студентов допускаются студенты, изучившие дисциплину в полном объеме. Для проведения тестирования используется специализированное программное обеспечение на базе программных продуктов SunRavTestOfficePro, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенные к сети Интернет.
По преподаваемым дисциплинам сформирован банк средств диагностики знаний студентов, включающий в себя тестовые контрольные задания, расчетные задачи, практические ситуации, логические упражнения в зависимости от специфики дисциплины. На основе банка средств диагностики знаний студентов проводятся контрольные срезы по всем дисциплинам всех направлений в течение семестра в форме тестирования, по большинству дисциплин циклов ОПД, СД в компьютерном классе. Для этого преподавателями создан электронный Фонд оценочных средств, комплекс тестов в специальной тестовой оболочке. Диагностические средства дисциплин соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам. Они представлены в рабочих программах по дисциплинам и используются в процессе обучения.
В целом же необходимо активизировать работу кафедры по повышению качества обучения, в частности по промежуточному контролю знаний студентов. Для этого необходимо повысить качество и объем базы тестов по всем дисциплинам, читаемым кафедрой, и поставить процедуру тестирования на регулярную основу.
В феврале 2017г. декан экономико-математического факультета НФ БашГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Гульнара Фриловна Сафина отмечена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Башкортостан».

1.4 Управление ресурсами

Материальная база кафедры в целом соответствует требованиям учебного процесса. В процессе обучения обеспечена непрерывность компьютерной подготовки студентов всех курсов. Компьютерный парк в количественном отношении является достаточным для ведения образовательного процесса на современном уровне, и поэтому в последние годы менялся не существенно. В основном осуществлялось обновление или замена существующих машин.
На направлениях «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» используются 4 компьютерных класса, 2 кабинета по физике, в каждом из которых установлен минимальный набор компьютерных программ (насчитывающий 15 наименований). С каждого компьютера имеется доступ в Интернет и локальную сеть. В учебном процессе для проведения лекций и практических занятий также активно используется мультимедийная техника.
Образовательный процесс поддерживается учебно-методическими разработками, подготовленными преподавателями кафедры. По всем дисциплинам имеются учебно-методические комплексы, практикумы, сборники задач, тестов и упражнений, которые используются при проведении лабораторных, практических занятий и в ходе самостоятельной подготовки.
Помимо традиционных учебно-методических материалов, кафедра ведет работу по комплектованию фонда на электронных носителях (CD): мультимедийные справочники, энциклопедии, словари, электронные учебники и т.д., комплектуется видеотека для использования документальных фильмов по информационной безопасности.
Имеется открытый доступ к вузовским электронно-библиотечным системам: «Университетская библиотека онлайн», «Лань», «Электронный читальный зал», научная электронная библиотека eLIBRARY» (РУНЕТ), Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ), электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), база данных East View (Ист Вью) «Издания по общественным и гуманитарным наукам», справочно-правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант», электронный  каталог  библиотеки  БашГУ, учебно-методическая документация кафедр факультета (УМК, рабочие программы, программы ИГА, программы практик, методические указания по написанию выпускных квалификационных, курсовых и контрольных работ).
Основным нормативом при комплектовании учебных дисциплин является расчет обеспечения учебной литературой по всем циклам дисциплин учебных планов, реализуемых основных образовательных программ, является 0,5 учебника на студента. В библиотеке создан фонд учебной литературы по дисциплинам кафедры. Уровень обеспеченности основной учебной и учебно-методической литературой составляет не менее 0,99 экземпляра на одного студента дневного отделения.

1.5 Организация практики студентов

На направлении «Прикладная математика и информатика» раздел «Практика» относится к вариативной части блока Б2 программы бакалавриата. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.
Типы учебной практики:
- практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

  • Целью учебной практики является комплексное формирование общекультурных и общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося, приобретение практических навыков самостоятельного решения прикладных задач математики и информатики, получение первичных профессиональных навыков алгоритмизации и программирования, опыта работы на ЭВМ, применение стандартных алгоритмических языков, использование приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машинной графики, экспертных систем и баз данных. Продолжительность учебной практики – 2 недели. Сроки проведения практики для студентов определяются учебным планом и графиком учебного процесса.
  • Целью производственной практики является формирование ориентации студентов в реальных условиях деятельности, производства, представлений о выбранном направлении, а также закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Продолжительность производственной практики – 2 недели. Сроки проведения практики для студентов определяются учебным планом и графиком учебного процесса.

Целью преддипломной практики является расширение и углубление теоретической и практической подготовок обучающихся, полученных в ходе освоения учебных дисциплин ООП и прохождения учебной и производственной практик, приобретение практических навыков и компетенций, опыта профессиональной деятельности, а также сбор информации для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.  Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик учитывает состояние здоровья и требования по доступности. Продолжительность преддипломной практики – 10 недель. Сроки проведения практики для студентов определяются учебным планом и графиком учебного процесса.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная, производственная и производственная (преддипломная) практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, профессиональных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций обучающихся.
Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
Целью учебной практики является закрепление и углубление и апробация теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин профессионального цикла, а также знакомство с реальной практической работой предприятия сферы информационной безопасности, изучение и анализ опыта организации на предприятии производственной и коммерческой деятельности; ознакомление с оборудованием для защиты информации.
В процессе прохождения учебной практики студент должен изучить организационную и производственную структуру базы практики, особенности функционирования, функции подразделений, обязанности должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем защиты информации отраслевые особенности, деятельность службы по обеспечению техники безопасности и охраны окружающей среды, ознакомиться с проектными, эксплуатационными и организационно-управленческими видами деятельности специалиста по информационной безопасности.
Учебная практика представляет базовую часть цикла Б.5 «Учебные и производственные практики». Практика проводится в 6 семестре, продолжительность 2 недели. При прохождении учебной практики студенты опираются на знания, умения и навыки, полученные в ходе предшествующего изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла.
Целью производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных при теоретическом обучении и освоении учебной практики, а также приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Целью производственной (преддипломной) практики является проверка, углубление и закрепление знаний и умений, полученных в период теоретического обучения и прохождения практик; приобретение практических навыков и компетенций, опыта профессиональной деятельности; сбор, анализ и обобщение эмпирического (практического) материала. Производственная (преддипломная) практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) и является обязательной. Она проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор и проработку материалов, необходимых для написания ВКР по определенной теме.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи предусматриваются следующие виды практик:
- учебная практика, представляющая собой ознакомление с действующим телекоммуникационным предприятием, его возможностями, оснащенным современным оборудованием, средствами технологического оснащения, приборами, вычислительной техникой;
- производственная практика, являющейся самостоятельной работой студентов в производственных условиях, ознакомления с производственной деятельностью предприятия и отдельных его подразделений, предусматривающей выполнение индивидуального задания кафедры.
Целью учебной практики является закрепление у обучающихся теоретических знаний на основе глубокого изучения структуры и организации работы инфокоммуникационного предприятия, системы его управления и методов решения конкретных задач, возникающих при процессе передачи информации. Учебная практика проводится в 4 семестре в течение 2 недель.
Все необходимые практики проводились в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса. Перед направлением на практику были проведены установочные конференции, на которых были обозначены программы практик, требования к форме и содержанию отчётной документации, озвучены права и обязанности практикантов, формы контроля над прохождением практик. При направлении на практику со студентами был проведен инструктаж по охране труда студентов НФ БашГУ, проходящих практику, даны указания по составлению отчетов. Перед отправкой на практику каждому студенту-практиканту был представлен план-график и индивидуальное задание от  руководителя практики.
Работа практикантов периодически контролировалась руководителями практики от предприятия и кафедры, о чем делалась соответствующая запись в дневнике студента-практиканта и в журнале учета посещаемости студентов баз практик. Посещения баз практик осуществлялись для учёта выхода студентов на практику и оценки качества выполнения практикантом заданий. Также посещения касались вопросов выполнения программы практики, индивидуальных заданий, правильности заполнения студентами дневника практики, составления отчетов. Согласно план-графику прохождения практики отчеты принимались на кафедру математического моделирования и информационной безопасности.
По окончании практик проводились публичные защиты отчетов. К отчету по практике студенты  приложили следующие документы:

  • дневник о прохождении практики, подписанный руководителем практики от организации;
  • характеристика-отзыв на практиканта, подписанная руководителем организации и заверенная печатью данной организации.

Руководители от кафедры кратко подводили итоги прохождения практик. Студенты второго курса направления «Прикладная математика и информатика» в количестве 15 студентов были направлены на  учебную практику. Продолжительность учебной практики составила 2 недели – с 29.05.2017 по 11.06.2017 г.

Таблица 2 – Результаты учебной практики М41 направления «Прикладная математика и информатика» в 2016-2017 уч.г.


всего студентов

аттестовано

из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

15

15

10

67%

5

33%

0

0

4,7

Студенты третьего курса направления «Прикладная математика и информатика» в количестве 14 студентов были направлены на  производственную практику. Продолжительность производственной практики составила 2 недели – с 05.06.2017 по 17.06.2017 г.

Таблица 3 – Результаты производственной практики М31 направления «Прикладная математика и информатика» в 2016-2017 уч.г.


всего студентов

аттестовано

из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

14

14

12

86%

1

7%

0

0

4,7

Один студент был неаттестован в связи с невыполнением учебного плана (в связи с переводом из другого вуза) и был направлен на учебную практику.
Студенты четвертого курса направления «Прикладная математика и информатика» в количестве 19 студентов были направлены на  производственную (преддипломную) практику. Продолжительность преддипломной практики составила более 2 месяцев – с 27.03.2017 по 04.06.2017 г.

Таблица 4 – Результаты преддипломной практики М41 направления «Прикладная математика и информатика» в 2016-2017 уч.г.


всего студентов

аттестовано

из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

19

19

17

89%

2

11%

-

-

4,9

Студенты третьего курса направления «Информационная безопасность» в количестве 20 студентов были направлены на учебную практику. Продолжительность учебной практики составила 2 недели.

Таблица 5 – Результаты учебной практики ИБ31 направления «Информационная безопасность» в 2016-2017 уч.г.


всего студентов

аттестовано

из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

20

20

13

65%

7

35%

-

-

4,7

Далее, студенты четвертого курса направления «Информационная безопасность» в количестве 20 студентов были направлены на  производственную практику. Продолжительность производственной практики составила 2 недели.

Таблица 2 –  Итоговые результаты производственной практики направления «Информационная безопасность» в 2016-2017 уч.г.


Всего студентов

Аттестовано

Из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

20

20

16

80%

3

15%

1

5%

4

Далее, студенты четвертого курса направления «Информационная безопасность» в количестве 20 студентов были направлены на  производственную (преддипломную) практику. Продолжительность производственной (преддипломной) практики составила 4 недели.

Таблица 3 –  Итоговые результаты производственной (преддипломной) практики направления «Информационная безопасность» в 2016-2017 уч.г.


Всего студентов

Аттестовано

Из них получили оценки

Средний бал

отлично

хорошо

удовлетворительно

абс

%

абс

%

абс

%

 

20

20

14

70%

6

30%

0

0%

4,7

Все студенты добросовестно прошли практики, в полном объеме выполнили программу практик, индивидуальные задания, план-график выполнили своевременно, подготовили всю необходимую отчетную документацию, получили отзывы с мест прохождения практики.
Имелись некоторые замечания по подготовке и оформлению отчетов. Среди недостатков содержательного характера было отмечено недостаточное раскрытие разделов, касающихся выполняемой работы на предприятии и изучения используемых технических средств защиты информации, нормативных документов. Типичной ошибкой многих работ также является их несоответствие правилам оформления в соответствии с методическими рекомендациями. Подобные работы были возвращены студентам для доработки.
Главным результатом прохождения студентом практик являлось освоение компетенций, предусмотренных в программах соответствующих практик.

1.6 Итоговая государственная аттестация выпускников

Итоговая государственная аттестация является завершающим этапом обучения студентов бакалавриата. В 2016-2017 уч.г. итоговая аттестация выпускников, в соответствии с ФГОС ВО и учебными планами направлений, включала в себя защиту выпускных квалификационных работ на направлениях «Прикладная математика и информатика» и «Информационная безопасность».
Решением Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ от 14.11.2016 г. председателем ГЭК  по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» утвержден доктор физико-математических наук, профессор кафедры информационных и полиграфических систем ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»  Маликов Р.Ф.; председателем ГЭК  по направлению 10.03.01 Информационная безопасность  утвержден начальник отдела информационных технологий, связи и защиты информации Межмуниципального отдела МВД России «Нефтекамский» Хаматнуров Данил Рауфович.
Процедура принятия защит выпускных квалификационных работ (ВКР) была организована в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников БашГУ. На заседании кафедры математического моделирования и информационной безопасности проводились корректировка, подбор тем выпускных работ в соответствии с их научной и практической значимостью, востребованностью, рассматривались темы исследований по заявкам предприятий, а также по предложениям студентов. На заседании кафедры математического моделирования и информационной безопасности проводились корректировка, подбор тем выпускных работ в соответствии с их научной и практической значимостью, востребованностью, рассматривались темы исследований по заявкам предприятий, а также по предложениям студентов. На заседании УМС утверждены темы ВКР и методические рекомендации по их выполнению и оформлению (протокол №1 от 31.08.16 г.). Окончательно темы ВКР и научные руководители за студентами выпускного курса закреплены приказом директора Нефтекамского филиала БашГУ «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и закреплении научных руководителей» №269-у от 21.11.2016 г.
Защите выпускных работ предшествовали производственная (преддипломная) практика. Основной целью производственной (преддипломной) практики являлся сбор материала для ВКР, приобретение навыков самостоятельного исследования. Практиканты имели возможность наметить круг материалов, литературных источников, исследовательских методик, привлечение которых ускоряет написание ВКР и улучшает её качество.
Важной составляющей при подготовке к защите ВКР явилась организация предварительной защиты на кафедре. Цель предзащиты - предварительное рассмотрение работы и презентационных материалов, а также консультирование по вопросам содержательной части ВКР и формы ее предоставления перед членами ГЭК.
Согласно графику выполнения ВКР был проведен нормоконтроль на предмет соответствия оформления выпускных квалификационных работ требованиям ГОСТ.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования тексты всех выпускных квалификационных работ были проверены на объем заимствования в Интернет-сервисе «Антиплагиат.ВУЗ». Все работы по итогам проверки показали оригинальность текста ВКР не ниже 60 %, имеются соответствующие отчеты о проверке.
Защита выпускных квалификационных работ проводилась с использованием современной вычислительной техники и сопровождалась компьютерными презентациями.
Защита ВКР на направлении «Прикладная математика и информатика» была проведена в соответствии с утвержденным графиком в период с 28 июня по 29 июня 2017 г. Защита дипломных работ проходила в аудитории с компьютерным и мультимедийным обеспечением, где членам комиссии были непосредственно продемонстрированы на ЭВМ программные разработки выпускников.
Выпускные квалификационные работы защищали 19 студентов. В процессе защиты заслушивался отзыв руководителя, рецензия, далее следовал ответ студента на замечания и поставленные комиссией вопросы, проходило обсуждение работы.
Результаты защиты выпускных квалификационных работ по направлению «Прикладная математика и информатика» следующие:

«отлично»

11 студентов,

«хорошо»

6 студентов,

«удовлетворительно»

2 студента,

«неудовлетворительно»         

  • студентов.

 

В текущем году удельный вес отличных и хороших оценок составил 90 % (приложение 1). Данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне представленных к защите работ и, следовательно, о качестве подготовки выпускаемых кафедрой бакалавров.
На заседании Государственной аттестационной комиссии по направлению «Прикладная математика и информатика» принято решение:
- всем 19 студентам, успешно выполнившим учебный план и успешно защитившим выпускную квалификационную работу, присвоить квалификацию «Бакалавр» по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика  и выдать диплом бакалавра;
- следующим студентам, успешно выполнившим учебный план и сдавшим экзамены с оценкой «отлично» не менее 75% всех дисциплин учебного плана и с оценкой «хорошо» по остальным дисциплинам, защитившим выпускную квалификационную работу с оценкой «отлично», присвоить квалификацию «Бакалавр» по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика и выдать диплом бакалавра с отличием:

  • Канкасовой Неждане Сергеевне;
  • Хайртдиновой Гульфине Расимовне;
  • Башаровой Лейсян Маратовне;
  • Галимьяновой Виктории Илдаровне;
  • Аюпову Илгизу Ильясовичи;
  • Даниловой Янине Эдуардовне.

 

Государственная экзаменационная комиссия выделила лучшие выпускные квалификационные работы, которые были направлены для участия во внутривузовском конкурсе ВКР. Призовые места распределены следующим образом: первое место – Нургалиев Линар (рук. к.ф.-м.н, доц. Вильданов А.Н.), второе место – Канкасова Неждана (рук. к.ф.-м.н, доц. Сафина Г.Ф.) и Аюпов Илгиз (рук. к.ф.-м.н, доц. Вильданов А.Н.), третье место – Дмитриев Алексей (рук. д.ф.-м.н., доц. Исмагилова А.С.).
Государственная экзаменационная комиссия отметила высокий теоретический и практический уровень знаний и рекомендовала продолжить обучение в магистратуре следующим студентам:

  • Канкасовой Неждане Сергеевне;
  • Хайртдиновой Гульфине Расимовне;
  • Башаровой Лейсян Маратовне;
  • Галимьяновой Виктории Илдаровне;
  • Аюпову Илгизу Ильясовичи;
  • Даниловой Янине Эдуардовне;
  • Нургалиеву Линару Динаровичу;
  • Москвичевой Диане Владимировне;
  • Арисову Даниилу Масхутовичу;
  • Стариковой Анастасии Евгеньевне;
  • Дмитриеву Алексею Олеговичу.

 

В целом результаты защиты ВКР свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки студентов экономико-математического факультета направления 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Процедура защиты выпускных квалификационных работ организована на должном и  достаточно высоком уровне.
Защита ВКР на направлении «Информационная безопасность» была проведена в соответствии с утвержденным графиком в период с 26 июня по 27 июня 2017 г. Защита ВКР проходила в аудитории с компьютерным и мультимедийным обеспечением, где членам комиссии были продемонстрированы презентации выпускников.
Выпускные квалификационные работы защищали 20 студентов. В процессе защиты заслушивался отзыв руководителя, рецензия,  далее следовал ответ студента на замечания и поставленные комиссией вопросы, проходило обсуждение работы.
Результаты защиты выпускных квалификационных работ по направлению 10.03.01 Информационная безопасность следующие:

«отлично»

15 студентов

«хорошо»

5 студентов

«удовлетворительно»

0 студентов

«неудовлетворительно»         

0 студентов

Удельный вес отличных и хороших оценок составил 100%.
Данные таблицы свидетельствуют о достаточно высоком уровне представленных к защите работ и, следовательно, о качестве подготовки выпускаемых кафедрой бакалавров.
Принято решение присвоить квалификацию «Бакалавр» и выдать дипломы по направлению 10.03.01 Информационная безопасность 20 выпускникам, из них 4 выпускникам дипломы с отличием:

  • Гафуровой Наталье Рудольфовне;
  • Имаевой Лейле Салиховне;
  • Каримовой Альфие Рафаэльевне;
  • Саяповой Зульфие Наиловне.

Государственная экзаменационная комиссия выделила лучшие ВКР, которые были направлены для участия во внутривузовском конкурсе ВКР. Призовые места распределены следующим образом: первое место – Байдуллина В.В. (руководитель  доц. Шагапов И.А.), второе место – Хабиров Н.Г. (руководитель доц. Аюпова А.Р.), Гайсин М.М. (руководитель ст.пр. Стройкина И.А.), третье место – Каримова А.Р. (руководитель  доц. Шагапов И.А), Хисамова З.И. (руководитель  Аюпова А.Р.).
Государственные аттестационные комиссии отметили, что проведение защиты выпускных квалификационных работ для студентов в Нефтекамском филиале Башкирского государственного университета соответствуют предъявляемым в высшей школе требованиям и признают итоговые результаты по указанным направлениям удовлетворительными, что отражается в отчетах председателей ГЭК каждому направлению.

1.7 Профориентационная работа

 Профориентационная работа кафедры осуществляется на основе плана организации работы приемной комиссии филиала.
Вопросы организации профориентационной работы, деятельности подготовительных курсов, приема студентов являются важнейшими и неоднократно рассматривались на заседаниях кафедры и учебно-методического совета факультета, что позволило эту работу проводить в установленные сроки.
Профориентационная работа проводилась в старших классах средних учебных заведений г.Нефтекамска (лицей №1, СОШ №3, №6, №8, №10, №11, №12, №13, №15 п. Энергетик, Гимназия №1, Башкирская гимназия). До учащихся периодически в течении февраля – июня месяца 2017 г. доводилась информация о проведении дней открытых дверей в НФ БашГУ , о работе приемной комиссии и условиях приема в НФ БашГУ, о кафедре математического моделирования и информационной безопасности, направлениях подготовки на кафедре, о результатах приема в 2016 г.
С учетом сокращения выпускников в школах г. Нефтекамска основное внимание было обращено на профориентационную работу в школах малых городов и сельских поселений РБ.
Преподаватели кафедры принимают участие в работе ресурсных центров и методических объединений города, Краснокамского района для учителей математики, физики и информатики, часто выступают в составе жюри ежегодных городских, районных конкурсов научно-исследовательских работ школьников. В январе 2017 года Файдрахманова Г.Ф., Сафина Г.Ф., Вильданов А.Н., и др. преподаватели кафедры были включены в состав жюри НПК г. Нефекамск, были экспертами на муниципальном этапе Республиканского конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии школьников Республики Башкортостан в Краснокамском районе.
В НФ БашГУ традиционно проводится ежегодная конференция «Первые шаги в науку третьего тысячелетия». В 2017 году на базе филиала работала секция «Математика, информатика и физика». Привлекая к научной деятельности учащихся школ, кафедра знакомит их с НФ БашГУ, показывает позитивные отличительные особенности филиала, возможность получения в его стенах качественного образования.
Также в марте была проведена олимпиада Башгосуниверситета по математике, которая собрала в этом году более 300 участников. На площадке НФ БашГУ принимало участие около десятка школьников из г. Нефтекамск и Краснокамского района. Всем участникам выдавались именные сертификаты с дополнительными баллами к результатам ЕГЭ (при условии поступления в БашГУ). По результатам победители олимпиады получили 5 дополнительных баллов, призёры – 3 балла, участники – 1 балл.
Кафедра активно принимала участие и в информационно-рекламной деятельности филиала посредством участия в разработке рекламной полиграфической продукции (буклеты, плакаты и пр.).
Для абитуриентов и их родителей установлены стенды, на которых сосредоточена информация о направлениях подготовки и специальностях, по которым ведется подготовка в вузе, и представлены для знакомства правила приема в вуз.

 

1.8 Трудоустройство выпускников. Связь с работодателями

Особое внимание уделяется проблемам трудоустройства выпускников и связи с работодателями. Для этой цели имеется Центр содействия трудоустройству выпускников, который совместно с деканами факультетов оказывает психологическую, информационную, юридическую поддержку студентам и выпускникам, содействует их адаптации на рынке труда, трудоустройству по специальности, организует временную и постоянную занятость студентов. Со всеми студентами старших  курсов проводятся занятия по курсу «Технология поиска работы», встречи, тренинги, на которых выпускники приобретают навыки составления резюме, рекомендательного письма, поиска работы. В игровых условиях отрабатываются навыки самопрезентации, активного ведения беседы, обсуждаются проблемы мошенничества на рынке труда, проводится показ учебных фильмов «Как найти работу», «Как начать карьеру молодому специалисту», «Деловая одежда», «Как адаптироваться на новой работе».
Используются индивидуальные формы работы, в основном  консультации, которые посещают 75-80% выпускников с вопросами составления портфолио, стратегии поиска лучших предложений работы: «Интернет-ресурсы для поиска работы», «Социальные сети», «Прямой выход на компании», «Размещение резюме в Интернет», «Отклики на вакансии», «Кадровые агентства».
Расширены связи с руководителями баз практик. Базы практик обеспечены необходимой документацией (программы практик, договоры, задания на практику). Практикуется организация и проведение организационных (установочных) и итоговых конференций с обязательным привлечением представителей баз практик. Материалы практик студентов обрабатываются, используются в учебном процессе. По материалам практик организуются выставки, оформляются альбомы, презентации. 
При распределении студентов на практику с руководителями предприятий согласовывается вопрос о возможном трудоустройстве практиканта в будущем, а по окончании практики руководители практики от предприятия дают оценку качеству подготовки специалистов, высказывают свои замечания и предложения. Наиболее подготовленные студенты уже после прохождения преддипломной практики получают приглашение предприятия на работу после окончания обучения.
Нефтекамский филиал активно сотрудничает с предприятиями – потребителями и заказчиками образовательных услуг. Ежегодно заключаются новые долгосрочные договоры. На 01.09.2016 г. заключено 44 договора о взаимном сотрудничестве и совместной подготовке специалистов, 25 договоров на подготовку выпускников и распределение специалистов, 48 договоров на прохождение студентами практики с ведущими предприятиями города и региона, такими как ОАО «Нефаз», ОАО «Интеграл», ООО «Поколение NEXT», ООО «ТаргинМеханосервис», Нефтекамским филиалом ОАО «Уфанет», Нефтекамским отделением ОАО «Сбербанк России», дополнительным офисом ОАО «Уралсиб» в г.Нефтекамск.
Работодатели активно привлекаются к учебному процессу (членство в ГЭК, руководство ВКР, проведение практических, семинарских занятий, круглых столов, встреч). Организуются встречи студентов с ведущими специалистами, руководителями предприятий по актуальным практическим проблемам.

Например, в состав ГЭК по направлению «Прикладная математика и информатика» вошло три работодателя. Это:

  • Закиев Азат Рафисович, начальник отдела информационных и коммуникационных технологий ПАО «НЕФАЗ»;
  • Сейидов Тимур Тахирович, инженер-программист ООО «Эффективные решения»;
  • Мугаллимов Айрат Разифович, начальник отдела сервисного обслуживания ИТ Управление информационных технологий ООО «Таргин Механосервис».

В состав ГЭК по направлению «Информационная безопасность» также вошло три работодателя. Это:

  • Хаматнуров Данил Рауфович  –председатель ГЭК    начальник отдела информационных технологий, связи и защиты информации Межмуниципального отдела МВД России «Нефтекамский»;
  • Ильгузин Андрей Ильчибаевич            директор ООО «Ягуар и системы безопасности»;

Хабибуллин Ришат Даутович         начальник муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты городского округа город Нефтекамск РБ».
Всего по совместительству и на почасовой основе работают 5 работодателей. Работодатели также приглашались на итоговые конференции по результатам прохождения практик. Представители организаций рассказали о своей профессиональной деятельности, о перспективах развития предприятий и ответили на вопросы студентов по поводу прохождения практики и дальнейшего трудоустройства.

В октябре 2016г. студенты НФ БашГУ совершили обучающую экскурсию на одно из предприятий города: ООО «Таргин Механосервис». Экскурсия в ООО «Таргин Механосервис» была организована в рамках материала дисциплин «Техносферная безопасность» и «Противодействие терроризму» направления «Информационная безопасность» .
«Таргин» – это крупный российский многопрофильный нефтесервисный холдинг. Он состоит из управляющей компании и производственных подразделений: «Таргин Бурение», «Таргин КРС», «Таргин Логистика», «Таргин Механосервис», «Таргин Идея» и «НИЦ Бурсервис».
Основными направлениями деятельности компании являются бурение, капитальный и текущий ремонт скважин, проектирование, производство и модернизация нефтепромыслового оборудования, а также транспортно-логистические услуги. Согласно исследованию делового журнала РБК, «Таргин» входит в число 500 крупнейших компаний России.
По обеспечению техносферной безопасности ООО «Таргин Механосервис» является одной из лучших организаций  Республики Башкортостан.
Во время обучающей экскурсии студенты НФ БашГУ познакомились с организацией безопасности на заводе, послушали краткие выступления  ведущих специалистов, посетили музей завода.
Студенты изучили основные стадии производства на примере работы цехов по  обработке труб и реставрации глубинных насосов. Основной упор был сделан на угрозе безопасности  производства и соблюдении  правил техники безопасности. В завершении экскурсии студенты получили памятные сувениры от ООО «Таргин Механосервис».

2 ноября 2016 г. НФ БашГУ посетили представители компании «Уфанет». Сотрудники «Уфанет» в рамках курса «Технология поиска работы» провели презентацию своей компании  и дали студентам НФ БашГУ практические советы по эффективному трудоустройству.
«Уфанет» владеет современными технологиями  и оказывает населению нашей республики полный спектр телекоммуникационных услуг.
Компания привлекает для работы активных молодых людей, специализирующихся в области информационных технологий и менеджмента, обеспечивая возможность карьерного роста.
Об этом и многом другом, что волнует будущих выпускников вузов, говорилось на встрече студентов 4 курса направлений «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность» и «Экономика» и студентов 3 курса направления «Менеджмент» НФ БашГУ с коммерческим директором «Уфанет» в Нефтекамске Тимуром Туальбаевым, специалистом отдела кадров Алиной Галиевой и руководителем сервисной службы Аликом Зайнагабдиновым.
«Уфанет» – молодая компания, существующая  с 1996 года и имеющая филиалы в 10 городах Башкортостана и за его пределами. Компания развивается, ежегодно появляются новые проекты и направления. В настоящее время в компании работает более 3000 человек. 
Устроиться на работу в компанию можно через заполнение анкеты на официальном сайте, по телефону или напрямую, путём собеседования по имеющимся вакансиям с руководителем.
Уже сейчас в Нефтекамске имеются вакансии сервис-инженера и техника связи. Для студентов – будущих экономистов, менеджеров, IT-специалистов –  это хорошая возможность для начала профессиональной карьеры.
Сотрудники «Уфанет» ответили на все заданные им вопросы и  пригласили ответственных,  целеустремленных и  умеющих работать в команде студентов в компанию для прохождения практики или стажировки.

17 ноября 2016 г. студенты НФ БашГУ побывали на Дне открытых дверей в структурном подразделении нефтесервисного холдинга. Будущие выпускники направлений «Информационная безопасность» и «Прикладная математика и информатика» НФ БашГУ познакомились  с условиями работы в ООО «Таргин Механосервис».
И.о. директора ООО «Таргин Механосервис» Сергей Алексеевич Веденев рассказал о холдинге, об основных направлениях деятельности его структурных подразделений и  планах на будущее. После инструктажа по технике безопасности состоялась экскурсия по цехам ООО «Таргин Механосервис».
Студенты смогли задать сотрудникам  «Таргин Механосервис» волнующие их вопросы, познакомились с  объектами основного производства и начальниками цехов, специалистами кадровой службы.

Особый интерес будущих выпускников вызвали анкеты кандидатов, которые заполняются при приёме на работу в  структурное подразделение нефтесервисного холдинга.

27 ноября 2016 г. НФ БашГУ стал площадкой проведения заключительного тура олимпиады Академии ФСБ РФ. В очный тур XXVI Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии прошли 87 старшеклассников из Башкортостана. Всего же в 42 городах России было организовано 49 площадок с участием около 1700 школьников.
Олимпиада проводится ежегодно Академией ФСБ РФ, Академией криптографии РФ, учебно-методическим объединением высших учебных заведений России по образованию в области информационной безопасности. Координацию проведения олимпиады осуществляет Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России.
Основными задачами олимпиады являются выявление и развитие творческих способностей, интереса к научной деятельности, создание условий для  интеллектуального развития и поддержки одарённых детей.
НФ БашГУ стал единственной площадкой олимпиады в Республике Башкортостан. В число участников  заключительного тура олимпиады  вошли воспитанники  гимназии № 93, лицея № 83, лицея №153 г. Уфы и лицея №1 г. Нефтекамска. Организатором региональной площадки мероприятия выступила кафедра математического моделирования и информационной безопасности НФ БашГУ. Активное участие в подготовке и проведении  очного этапа олимпиады приняли преподаватели кафедры − канд. физ.-мат. наук, доцент А.Р. Аюпова и канд. физ.-мат. наук, доцент И.А. Шагапов.

25 декабря 2016г. студенты НФ БашГУ провели мероприятие для воспитанников реабилитационного центра. Традиционный новогодний праздник для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья реабилитационного центра г. Нефтекамска прошёл в  Ледовом дворце.
Добровольцы волонтёрского отряда «Доброе сердце» НФ БашГУ показали  детям традиционную новогоднюю сказку. В этом году новогодний праздник прошёл с  участием  хоккеистов  команды «Торос».
Студенты подготовили для ребят сказку, в которой петух, символ нового года, и обезьяна, символ года уходящего, боролись за право быть главным в наступающем году. Ребята рассказывали стихотворения, отгадывали загадки, пели, танцевали и водили хоровод. Завершилось мероприятие фотографированием.

3 февраля в Нефтекамске состоялась презентация высших учебных заведений Республики Башкортостан.
Встретиться с представителями ведущих вузов республики – Башкирского государственного университета, Башкирского  государственного  педагогического  университета  им. М. Акмуллы, Уфимского  государственного авиационного технического  университета, Башкирского государственного  аграрного  университета, Уфимского государственного нефтяного технического  университета, Башкирского  государственного  медицинского  университета, Уфимского государственного института искусств – собрались несколько сотен  школьников из Нефтекамска и близлежащих городов и районов, их родители и  учителя.
Открыл мероприятие первый заместитель главы администрации городского округа г. Нефтекамск Ш.Ш. Халитов. Шамиль Шакирович  подчеркнул важность образования в современном мире и мотивировал выпускников уделить осознанное внимание выбору будущей профессии.
Башкирский государственный университет на встрече со старшеклассниками представил проректор по учебной работе, доктор биологических наук, профессор Ю.А. Янбаев, который обосновал цель выездного республиканского мероприятия. Затем каждый из выступающих дал характеристику условий и особенностей обучения в вузе, ответил на интересующие ребят вопросы.

Преподаватели НФ БашГУ вошли в состав экспертных групп городской конференции педагогов на городской научно-практической конференции педагогических работников образовательных организаций «Педагогические традиции и инновации в образовательной среде города», которая прошла в Нефтекамске 8 февраля.
Задачами научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовательной среде города» стали
– повышение статуса научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии;
– включение педагогических работников в деятельность по разработке современных педагогических технологий и методик обучения и воспитания;
– создание образовательной среды для проявления профессиональных и творческих способностей работников образования, для роста культуры общения, полемики, дискуссии, эмоционально-ценностных отношений педагогов;
– выявление, обобщение и распространение наиболее ценного педагогического опыта;
– формирование банка исследовательских идей по различным направлениям предметных областей и педагогических технологий.
Местом проведения конференции явилась Гимназия № 1 г. Нефтекамска, на базе которой была организована работа научных секций. Направлениями работы конференции стали «Педагогический проект», «Педагогическое исследование» и «Педагогическая статья». В конференции приняли участие 79 воспитателей, учителей предметников, учителей-логопедов, инструкторов и педагогов дополнительного образования.
За работу в качестве экспертов на научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовательной среде города»  доцент И.А. Кожевникова отмечены благодарственными письмами начальника Управления образования администрации ГО г. Нефтекамск Л.Ф. Чайниковой.

18 февраля 2017 г. волонтёры НФ БашГУ провели мероприятие в городском реабилитационном центре. Мероприятие для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было посвящено Международному дню спонтанного проявления доброты, который ежегодно отмечается 17 февраля.
Добровольцы волонтёрского отряда «Доброе сердце» поговорили с ребятами о добре и зле, повторили «волшебные» слова. В ходе мероприятия ребята имели возможность принять участие в играх, отгадывать загадки, пообщаться со студентами.
Завершилась встреча просмотром мультфильма по мотивам известной народной сказки «Жил-был пёс» и фотографированием на память.

1 марта 2017 г. студенты НФ БашГУ побывали на экскурсии в УГЗ г. Нефтекамска. Студенты направления «Информационная безопасность» познакомились с особенностями деятельности Управления гражданской защиты  г. Нефтекамска.
В ходе обучающей экскурсии студенты прослушали лекцию начальника Учебно-методического центра по ГОЧС  Ю.А. Кравцова, который подчеркнул значимость и большую ответственность в обеспечении информационной безопасности граждан.
Продолжилось мероприятие просмотром документального фильма о предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ознакомившись со способами и средствами защиты во время чрезвычайных ситуаций, студенты прошли инструктаж по технике пожарной безопасности.
Завершилась экскурсия участием студентов в практическом занятии по оказанию первой медицинской помощи.

27 марта 2017 года в НФ БашГУ прошел первый межмуниципальный молодежный форум городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан «Старт в карьеру – 2017: будущее начинается сегодня!». Организаторами форума выступили Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан, Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета, МБУ «Комитет по делам молодежи администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан», Молодежный Совет при Совете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Миссией Форума «Старт в карьеру»  стал запуск долгосрочных действий участников по созданию позитивной социальной реальности, ориентированной на развитие российского общества и самосовершенствование молодых людей.
Создание интерактивной площадки по формированию у молодежи представления о региональном рынке труда, на которой любой молодой человек и команда молодых людей могут продемонстрировать свой талант и умения, приумножение человеческого и социального капитала, поиск единомышленников и обмен опытом – именно такие цели преследовали организаторы первого межмуниципального молодежного форума.
В первой половине дня участникам форума была предоставлена возможность пообщаться с работодателями, а также попробовать пройти настоящее собеседование. В работе интерактивно-практических площадок приняли участие ООО «КОНТУР-КОНСАЛТИНГ», ООО Консалтинговая компания «ПРАЙМ», Администрация Краснокамского района, Like центр г.Нефтекамск, ООО Хоум Кредит Банк в Нефтекамске, ООО «КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ+», «Дом оптики» г.Нефтекамск, МБУ «Комитет по делам молодежи ГО г.Нефтекамск», Межрайонная инспекция ФНС России № 29 по РБ, Центр бесплатной юридической помощи «Вера», Филиал «Макрорегион Урал», ООО ИК «СИБИНТЕК», ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Нефтекамске, ООО «Аксарлак».
Вторая часть форума была насыщена лекциями и тренингами от успешных жителей нашего города. Самореализация личности, экологические общественные инициативы, образование и творчество, стартап – без бюджета, минимализация рисков при старте бизнеса, карьерный старт, парламентаризм, поддержка предпринимательских инициатив  – эти и многие другие темы обсуждались на площадках.

Осуществляется сбор информации о потребности в специалистах на предприятиях и в организациях города и близлежащих районах. Поддерживается тесная связь со службой занятости города по вопросу наличия вакансий рабочих мест. При распределении на практику с руководителями предприятий согласовывается вопрос о возможном трудоустройстве практиканта в будущем, а по окончании практики руководители практики от предприятия дают оценку качеству подготовки специалистов, высказывают свои замечания и предложения. Наиболее подготовленные студенты уже после прохождения производственной практики получают приглашение предприятия на работу после окончания обучения.

 

Научная работа

Сведения о наиболее значимых научных результатах:

- статьи в научных журналах мира, индексируемых в базе данных Web of Science (Scopus):

1.         A. M. Akhtyamov and G. F. Safina. Uniqueness of solution and well-posedness of the problem of determining the fastening parameters of a pipe containing flowing fluid // Journal of Applied Mechanics and Technical Physics, 2017, Vol. 57, No. 2, pp. 219–230. ISSN 0021-8944  (Scopus).
2.         Spivak S.I., Ismagilova A.S., Pyzhyanova L.R. Automation of the Information Content Analysis of Kinetic Parameters // High Energy Chemistry. – 2017. – V.50. №1. – P.6-10. Impact Factor 0.690.
3.         Khursan S.L., Ismagilova A.S., Akhmerov A.A., Spivak S.I. Constructing Homodesmic Reactions for Calculating the Enthalpies of Formation of Organic Compounds // Russian Journal of Physical Chemistry A. – 2017. – V.90. № 4. – P. 796-802. Impact Factor 0.597.

- статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК:

1. Сафина Г.Ф., Раянова И.М. Двойственность диагностирования коэффициентов жесткостей опор ротора // Физическое образование в вузах. –  Т.22. № 1С. – 2017. – С.134-136. (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,100);
2. Сафина Г.Ф., Овчинникова А.Р. Исследования собственных колебаний тонкостенной цилиндрической оболочки // Физическое образование в вузах. –  Т.22. № 1С. – 2017. – С.127-129. (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,100);
3. Ахтямов А.М., Сафина Г.Ф. О единственности решения и корректности задачи определения параметров закрепления трубы с текущей в ней жидкостью // Прикладная механика и техническая физика. – 2017 г. Т.57, №2. С. – 32-45  (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,493).
4. Спивак С.И., Исмагилова А.С., Пыжьянова Л.Р. Автоматизация анализа информативности кинетических параметров // Химия высоких энергий. – 2017. – Т.50. №1. – С.8-12.
5. Хурсан С.Л., Исмагилова А.С., Ахмеров А.А., Спивак С.И. Конструирование гомодесмических реакций для расчета энтальпий образования органических соединений // Журнал физической химии. – 2017. – Т.90. № 4. – 569-575.

- статьи в научных журналах, включенных в Российский научный индекс научного цитирования (РИНЦ):

1.  Сафина Г.Ф., Раянова И.М. Двойственность диагностирования коэффициентов жесткостей опор ротора // Физическое образование в вузах. –  Т.22. № 1С. – 2017. – С.134-136. (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,100);
2.  Сафина Г.Ф., Овчинникова А.Р. Исследования собственных колебаний тонкостенной цилиндрической оболочки // Физическое образование в вузах. –  Т.22. № 1С. – 2017. – С.127-129. (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,100);
3.  Ахтямов А.М., Сафина Г.Ф. О единственности решения и корректности задачи определения параметров закрепления трубы с текущей в ней жидкостью // Прикладная механика и техническая физика. – 2017 г. Т.57, №2. С. – 32-45  (ВАК, РИНЦ, Импакт-фактор РИНЦ 2014г.: 0,493).
4.  Спивак С.И., Исмагилова А.С., Пыжьянова Л.Р. Автоматизация анализа информативности кинетических параметров // Химия высоких энергий. – 2017. – Т.50. №1. – С.8-12. Импакт-фактор РИНЦ 2014 – 0,681.
5.  Хайбрахманова Л.Х., Файдрахманова Г.Ф. Моделирование зависимости уровня объема прибыли банков // Международный научно-практический электронный журнал "Экономика и социум" раздел «Современные науки и образование»  – 2017. – № 1 (20). 79 с. – С. 68-71. http://www.iupr.ru http://iupr.ru/e_zhurnal__ekonomika_i_socium___1_20__2017_g___yanvar_// (Российский индекс научного цитирования (РИНЦ),  Импакт-фактор Российского Индекса Научного Цитирования (РИНЦ) нет).

- зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных, топологий интегральных микросхем:

1.  Сафина Г.Ф., Ахтямов А. М. «Поиск частот свободных колебаний модели энергетической установки». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2017611046. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 26 января 2017 г.  Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Москва.
2.  Сафина Г.Ф. «Поиск частот свободных колебаний лопаток турбины с бандажом». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2017611047. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 26 января 2017 г.  Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Москва.

Конференции, в которых принимали участие сотрудники кафедры:

- из них международных
1. Международная заочная научно-практическая конференция «Теоретические и практические основы персонализма и персоналистских технологий в России и мире: задачи и перспективы», Научно-образовательный профессиональный  деловой центр персонального обучения «Профцентр» (НОУ «Профцентр»), г.Москва, декабрь 2016 г.
2. ХХVII Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития информационных технологий», г. Новосибирск: Издательство ЦРНС, январь 2016 г.
3. LIII международная научно-практическая конференция «Технические науки – от теории к практике» № 12 (48). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016.
4. Международный научно-практический электронный журнал "Экономика и социум" раздел «Современные науки и образование»  – 2017. – № 1 (20). 79 с. – С. 68-71. http://iupr.ru/e_zhurnal__ekonomika_i_socium___1_20__2017_g___yanvar_ // (Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

 

- из них всероссийских

  • Всероссийская конференция-конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых специалистов по физике, организованный Московским физическим обществом, Физическим институтом им. П.И. Лебедева РАН,  НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2 марта 2017 г.
  • X Всероссийская конференция обучающихся «Национальное Достояние России», г. Москва, НЦ Интеграция, Минобрнауки России, 1-3 марта 2017 г.
  • IV Всероссийская научно-практическая конференция «Математическое моделирование процессов и систем», посвященная 75-летию физико-математического факультета, г. Стерлитамак, СФ БашГУ, 16-19 декабря 2016 г.
  • Российская научно-техническая конференция «Мавлютовские чтения», посвященная 90-летию со дня рождения член-корр. РАН, д.т.н., профессора Рыфата Рахматулловича Мавлютова, г.Уфа, УГАТУ, УНЦ РАН, Институт механики УНЦ РАН, 21-24 марта 2017 г.
  • Всероссийская научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Ш.Х. Чанбарисова «Актуальные вопросы современной науки и образования»,  г. Нефтекамск, НФ БашГУ, 25 марта 2017 г.
  • I Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы прикладной математики, механики и компьютерного моделирования», г. Стерлитамак, СФ БашГУ, 19–20 мая 2017 г.
  •    IV Всероссийская научно-практическая заочная конференция «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики», (г. Нефтекамск, 20-22 ноября 2016 г.)
  •    Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы современной науки и образования», посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Шайхуллы Хабибулловича Чанбарисова (г.Нефтекамск, 25 марта 2017 г.)
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества» (Институт управления и безопасности предпринимательства, г.Уфа , 20 мая 2017 г. )
  • Всероссийская научно-практическая заочная  конференция «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики», Нефтекамск, НФ БашГУ, 20-22 ноября 2016 г.
  • Всероссийская научная конференции, посвящённая100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Ш.Х. Чанбарисова «Актуальные вопросы современной науки и образования», Нефтекамск, НФ БашГУ, 25 марта 2017 г.
  • Всероссийская научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Ш.Х. Чанбарисова «Актуальные вопросы современной науки и образования»,  г. Нефтекамск, НФ БашГУ, 25 марта 2017 г.
  • I Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы прикладной математики, механики и компьютерного моделирования», г. Стерлитамак, СФ БашГУ, 19–20 мая 2017 г.
  • Всероссийская научно-практическая заочная  конференция «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики», Нефтекамск, НФ БашГУ, 20-22 ноября 2016 г.
  • Шестая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономической политики» – Уфа, 2016.
  • XXVII Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития информационных технологий», г. Новосибирск: Издательство ЦРНС, январь 2016 г.
  • VII Всероссийская заочная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал», Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе" (СОФ МГРИ-РГГРУ), Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2017.

 

Премии, награды, дипломы, звания, полученные работниками кафедры:

  • Сафина Г.Ф. Благодарственное письмо за работу в качестве эксперта на муниципальном этапе республиканского конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии школьников РБ (22 янв. 2017 г., МКУ Управления образования Администрации ГО г. Нефтекамск);
  • Сафина Г.Ф. Почетная грамота за активную научную деятельность и успешное руководство научно-исследовательской работой студентов в 2016 году (НФ БашГУ).
  • Ахмеров А.А., Исмагилова А.С., Спивак С.И. Проект «Нахождение независимых маршрутов сложный химической реакции» // Диплом молодежной всероссийской научно-практической конференции «Региональные программы и проекты в области интеллектуальной собственности глазами молодежи» в рамках IX Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».
  • Кожевникова И.А.Почетная грамота Ректора БашГУ Н.Д.Морозкина за добросовестный плодотворный труд в системе образования и науки, в связи с 15-летием со дня образования НФ БашГУ.
  • Кожевникова И.А.Благодарственное письмо Начальника МКУ УО Л.Ф.Чайниковой за участие в качестве эксперта на муниципальном этапе республиканского конкурса исследовательских работ в рамках «Малой академии наук школьников РБ» 22 января 2017 г.
  • Кожевникова И.А.Грамота Председателя Совета директоров СПО С.З.Кунсбаеваза участие в качестве эксперта на региональном этапе республиканского конкурса «Лучший преподаватель года - 2017».
  • Вильданов А.Н. Благодарственное письмо за работу в качестве эксперта на муниципальном этапе республиканского конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии школьников РБ (22 янв. 2017 г., МКУ Управления образования Администрации ГО г. Нефтекамск);
  • Закиева Г.Н. Почетная грамота Ректора БашГУ Н.Д.Морозкина за добросовестный плодотворный труд в системе образования и науки, в связи с 15-летием со дня образования НФ БашГУ.
  • Закиева Г.Н. Благодарственное письмо от муниципального казенного учреждения отдела образования администрации городского округа город Нефтекамск за работу в качестве эксперта на муниципальном этапе Республиканского конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии школьников Республики Башкортостан, 22 января 2017 г., Нефтекамск.
  • Закиева Г.Н. Почетная грамота НФ БашГУ за активную научную деятельность и успешное руководство научно-исследовательской работой студентов в 2016 году.
  • Файдрахманова Г.Ф. Вручено благодарственное письмо проректора по научной работе В.П. Захарова за подготовку команд бакалавриата БашГУ, Нефтекамского филиала для участия во  II Всероссийской олимпиаде по прикладной эконометрике (г. Уфа, БашГУ, 7 апреля 2017 г.).
  • Файдрахманова Г.Ф. Награждена почетной грамотой директора НФ БашГУ И.Р. Кызыргулова за активную научную деятельность и успешное руководство научно-исследовательской работой студентов в 2016 году (НФ БашГУ).
  • Файдрахманова Г.Ф. Награждена почетной грамотой ректора БашГУ Н.Д.Морозкина за добросовестный труд в системе образования и науки, в связи с 15-летием со дня образования Нефтекамского филиала БашГУ (г. Уфа, БашГУ, апрель 2017 г.)
  • Файдрахманова Г.Ф. Благодарственное письмо начальника МКУ УО Л.Ф.Чайниковой за участие в качестве эксперта на муниципальном этапе республиканского конкурса исследовательских работ в рамках «Малой академии наук школьников РБ» 22 января 2017 г.
  • Файдрахманова Г.Ф. Грамота Председателя Совета директоров СПО С.З.Кунсбаева за участие в качестве эксперта на региональном этапе республиканского конкурса «Лучший преподаватель года - 2017».

 

Проведены следующие конкурсы и олимпиады:

  • Конкурс на лучшую научную работу в рамках Всероссийской конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» по секции «Прикладная математика». В секции «Физико-математические науки и информатика»:

- диплом I степени – Шакиров А.И. (М-11, руководитель Вильданов А.Н.);
- дипломы II степени – Ахметов Р.Р. (М-21 руководитель Шагапов И.А.) и Гайсин Ф.Р. (ИТ-21, руководитель Хамидуллин И.Р.);
- дипломы III степени – Аюпов И.И. (М-31, руководитель Вильданов А.Н.) и Заманова А.А., Якупов А.Р. (ИБ-21, руководитель Вильданов А.Н.)

  • II  Всероссийская студенческая олимпиада по прикладной эконометрике в стенах Института экономики финансов и бизнеса (ФГБОУ ВПО «БашГУ», г. Уфа) 7 апреля 2017 г. (шесть студентов).

Студенты экономико-математического факультета стали победителями в двух номинациях:
- команда № 1 (Радигс А. (МН-41), Иргибаев М. (М-41), Хазипова Г. (Э-31)) – 1 место в номинации «За фундаментальные знания»;
- команда №2 (Башарова Л. (М-31), Шарифьянова Л. (Э-31) и Канкасова Н. (М-31)) – 1 место в номинации «За волю к победе».

  • Конкурс выпускных квалификационных работ на направлении «Прикладная математика и информатика». Государственная экзаменационная комиссия выделила лучшие выпускные квалификационные работы. Призовые места распределены следующим образом: первое место – Акчурин Карим (рук. к.ф.-м.н, доц. Шагапов И.А.), второе место – Овчинникова А.Р. (рук. к.ф.-м.н, доц. Сафина Г.Ф.), третье место – Фазлыев Р.И. (рук. д.ф.-м.н., проф. Спивак С.И.) и Ротков Д.С. (рук. к.ф.-м.н, доц. Сафина Г.Ф.).
  • Конкурс выпускных квалификационных работ на направлении «Информационная безопасность». Призовые места распределены следующим образом: первое место – Тимирзянов И.Р. (руководитель  доц. Шагапов И.А.), второе место – Попов Р.О. (руководитель доц. Вильданов А.Н.), третье место – Хазиева Г.Р. (руководитель  Хабибуллин Р.Д.).

В Приложении А приведен перечень научных работ преподавателей, опубликованных в 2016-2017 учебном году.
В отчетном периоде ведется научная работа, поддержанная грантом РФФИ: «Конкурс инициативных научно-исследовательских проектов 2013 года (конкурс «а») Сафиной Г.Ф., Аюповой А.Р. «Обратные спектральные задачи и акустическая диагностика механических систем и неоднородных сред. Номер проекта 14-01-97010, руководитель гранта:  Ахтямов А.М. (БашГУ).

Воспитательная работа

Целью воспитательной деятельности  является создание условий для и их самореализации в профессиональном, гражданском и культурном развитии. В процессе организации воспитательной деятельности преподаватели кафедры решают задачи: создания единого воспитательного пространства, развития творческого потенциала в процессе формирования профсоюзной компетентности, развития лидерских качеств и коммуникативных способностей студентов, воспитания позитивного отношения студентов к собственному здоровью, развития корпоративной культуры и традиций.
Воспитательная работа, проводимая со студентами, возглавляется заместителем декана экономико-математического факультета по воспитательной работе ст.пр. Файдрахмановой Г.Ф. Для координации воспитательной деятельности создан институт кураторства. Куратор является связующим звеном между руководством филиала и активом студенческой группы, преподавателями  и родителями студентов.
В начале учебного года распоряжением по филиалу назначены кураторы учебных групп. Со второго по пятый курсы кураторы в учебных группах не изменялись, что позволяет установлению лучшего взаимопонимания между куратором и студентами. Кураторами групп первого курса назначены: гр. ИБ-11, М11 – Кожевникова И.А., гр. ИТ-11 – Хамидуллин И.Р.
В течение всего года проводятся встречи студентов с кураторами, где обсуждаются проблемы по учебной, организационной и воспитательной работе. Ведутся и индивидуальные работы с неуспевающими студентами, а также со студентами, пропускающими занятия без уважительной причины. Согласно установленному директоратом графику кураторы посещали общежития студентов, изучали быт студентов.
Имеется необходимая материально-техническая база для проведения внеучебной воспитательной работы, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Организована работа спортивных и творческих коллективов, способствующих профессиональному, личностному, творческому становлению будущих специалистов, организации их позитивного досуга. Студенты занимаются в различных кружках и секциях: ансамбль народного танца ”Прикамье”, вокальный ансамбль ”Глория”, эстрадный ансамбль ”Богема”, активно участвуют в спортивной жизни филиала.
Студенты являются активными участниками всех мероприятий, проводимых не только НФ БашГУ, но и различных мероприятий республиканского масштаба. Например, в фестивале-концерте «Студенческая весна». В 2016 году на конкурсе «Студенческая весна» студенты направлений «Прикладная математика и информатика» и трех направлений заняли призовые места.
Важным фактором профессионального воспитания студентов является взаимодействие кафедры с выпускниками, проведение встреч. Выпускники вносят большой вклад в дело воспитания будущих специалистов и сохранение лучших традиций вуза.
Серьёзное значение придается работе по адаптации первокурсников к студенческой жизни. В сентябре каждого года проходит традиционный праздник «Посвящение в студенты». Кураторы поддерживают контакт с родителями учащихся, отслеживают посещаемость и успеваемость студентов.
Интеграция обучающихся в вузовскую среду, приобщение их к здоровому образу жизни осуществляется в тесной взаимосвязи с проведением профилактики наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, различных видов противоправного поведения студенческой молодёжи. Используются меры поощрения и стимулирования активных спортсменов, участников художественной самодеятельности, студентов-общественников.
В течение года проводились следующие специальные профилактические мероприятия со студентами:

  • выступления специалистов перед студентами по проблемам табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков и вич-инфицирования;
  • проведение бесед о вреде курения, алкоголизма, наркомании, о физическом здоровье будущих специалистов;
  • размещение на мультимедийном экране и стендах информации антинаркотического содержания.

Из вышеизложенного можно заключить, что воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа проводится на хорошем уровне.

 

Фотографии

Сведения об образовательной организации

Последние объявления

Полезная информация