Башкирский государственный университет
Нефтекамский филиал
Адрес: 452681 г.Нефтекамск, ул.Трактовая, 1. | Приемная: 8 (34783) 2-35-80 | nfbgu@nfbgu.ru

За качественное образование 19 сентября 2014

В рамках Дней науки, прошедших в Башкирском государственном университете, состоялась встреча студентов и профессорско-преподавательского состава с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу оценки качества образования в вузе.

Перед студентами БашГУ и филиалов университета выступил начальник отдела анализа и мониторинга Рособрнадзора, председатель Комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Министерства образования и науки РФ Антоний Николаевич Швиндт. Он отметил, что повышение качества высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации возможно и через вовлечение студентов, как основных потребителей образовательных услуг, в оценку условий и результатов обучения, создание систем обратной связи для повышения эффективности управления образовательными организациями, внедрение новых актуальных форм организации образовательного процесса, участие студентов в формировании содержания своего профессионального образования. По словам Н.А. Швиндта, в качественном образовании три звена: студенты, работодатели и государство. Государство имеет свой образовательный стандарт, работодатели – профессиональный, дело же студентов – разрабатывать свой, студенческий стандарт. Именно этим и занимается движение «За качественное образование». Во взаимодействии с заинтересованной в своем будущем и настоящем молодежью они меняют устоявшуюся систему, дают право голоса каждому, практическими действиями улучшают ситуацию в сфере российского образования.

Ректор БашГУ Н.Д. Морозкин отметил, что главным во всей образовательной системе является студент, приоритетны его потребности в знании.

С сентября 2014 года система оценки качества высшего образования, которая получила свое брендовое название – «Студенческий стандарт качества образования»,– будет внедряться в вузах страны.
«В Нефтекамском филиале БашГУ формирование системы гарантий качества образования, вопросы повышения качества образования всегда были приоритетным направлением деятельности», - считает и.о. директора филиала И.С. Салахутдинова. Причём изначально руководство филиала рассматривает и студентов, и родителей студентов не только потребителями и заказчиками образовательных услуг, а прежде всего участниками образовательного процесса. 

По словам студентов старших курсов, в НФ БашГУ система обратной связи работает слаженно. Каждый год проводятся собрания, на которых студенты могут задать вопросы представителям всех подразделений вуза, поделиться существующими проблемами, высказать свои предложения. Руководство открыто для общения со студентами и пожелания студентов не остаются незамеченными. 

В нашем филиале есть все условия для эффективного и качественного образования, главное - правильно их использовать. Как говорится, «дорогу осилит идущий», и не только осилит, но и улучшит.

Кошиева Надежда, 
студент группы Ж-31 
направления «Журналистика

 

Комментарий Ильсеяр Саитовны по данному вопросу:

В нашем филиале с 2005 года внедряются элементы системы качества: внешняя оценка знаний студентов через федеральное интернет-тестирование, балльно-рейтинговая система контроля знаний... Неотъемлемой частью образовательного процесса стали социологические опросы студентов о качестве условий для реализации образовательных потребностей, качестве преподавания и воспитательной деятельности, а также опросы выпускников филиала и работодателей о качестве подготовки специалистов. 

К примеру, в прошлом учебном году были опрошены студенты 5 курса всех специальностей по качеству организации преддипломной практики, а в 2012-13 учебном году проведено два социологических исследования по анализу качества юридического и экономического образования. Исследования были направлены на выявление степени удовлетворенности студентами получаемым образованием по выбранной специальности. Кроме того, проанализированы жизненные приоритеты студентов, мнение об уровне преподавания дисциплин и другие аспекты учебного процесса.

Периодически (по плану) Сектором контроля качества обучения проводится масштабный социологический опрос «Преподаватель глазами студента». Опрос выявляет мнения студентов по поводу качества преподавания, организации самостоятельной работы, отношения преподавателей к студентам, деловые, личные качества преподавателей. Необходимо заметить, что в подавляющем большинстве студенты положительно отзываются о своих преподавателях, независимо от того являются ли они опытными или начинающими преподавателями. Вместе с тем, результаты опроса показывают, занятия отдельных преподавателей малоинформативные. Респонденты невысоко оценивают организацию самостоятельной работы преподавателями. 

По результатам анкетирования составляются индивидуальные карты, с преподавателями проводятся индивидуальные беседы. Итоги опроса в обобщенном виде доводятся до сведения всего коллектива, заведующих кафедрами, деканов факультетов и обсуждаются на заседаниях кафедр и Ученого совета филиала. С 2005 года мы трижды проводили данное исследование (последний раз в 2011 году), планируем провести и в этом учебном году.

Уже стало традицией проведение родительских собраний, ежегодных встреч руководства филиала, структурных подразделений со студентами всех курсов и специальностей. Как правило, участники имеют возможность задавать нам любые волнующие их вопросы, откровенно говорить о проблемах, выступать с предложениями. Руководство по итогам этих встреч неоднократно собирается для решения поставленных студентами проблем (иногда по тем или иным вопросам разгораются нешуточные споры), и результаты, т.н. «отчет о проделанной работе» доводятся до сведения студентов. Признаюсь, что, к сожалению, не все вопросы находят своевременное решение, и не всегда наши ответы удовлетворяют студентов. 
Тем не менее, нужно заметить, что именно такие встречи, социологические опросы позволяют руководству вуза увидеть образовательный, воспитательный процесс изнутри, взглянуть на имеющиеся проблемы глазами студентов. 

Что касается встречи с представителями Министерства образования и науки РФ в прошлую субботу, то могу сказать, что полностью одобряю призывы повысить качество образования. Не скрою, мне с коллегами (на встрече было немало преподавателей) было приятно отметить, что то, что хотят внедрить «сверху», неплохо работает уже с 2005 года у нас, в небольшом провинциальном вузе, причём по инициативе руководства. Не совсем понравилась попытка отдельных выступающих противопоставлять преподавателей и студентов, согласитесь, ведь мы делаем одно общее дело.

В любом случае появление движения «За качественное образование», Студенческого стандарта качества образования для нас еще один толчок активизировать нашу деятельность в этом направлении. Хотелось бы видеть именно студентов, студенческий актив инициаторами и исполнителями подобных проектов. Почему бы нашим студентам самим не проводить социологические исследования (а это очень трудоемкая работа) и поделиться с нами лишь его результатами. Я считаю, что нашим студентам можно доверить и такую сложную, деликатную работу (я имею ввиду конфиденциальность получаемой информации во время опросов). 

Завершая, хочу еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем студентов как полноценных участников образовательного и воспитательного процесса. Рынок образовательных услуг – особенный, и, наверное, неправильно называть его рынком. В учебном заведении нереально просто купить или получить знания, навыки, как товар или услугу. Без каких-либо усилий, элементарного желания, без активного вовлечения самого «покупателя», «заказчика», то есть студента в учебный и внеучебный процесс невозможен положительный результат, в конце-концов невозможно само образовательное пространство.
В основе любой успешной работы в области качества образования лежит совместный, творческий труд руководителей, преподавателей, сотрудников, студентов филиала и их ориентация на качество.

Сведения об образовательной организации

Последние объявления

Полезная информация